Выставка организована совместнос московской галереей pop/off/art. Это первая большая ретроспектива Владимира Куприянова за пределами столицы.
Неизменная основа работ Куприянова – фотография, как его собственная, так и найденная. Мастера всегда интересовали возможности репрезентации фотографии, для чего он использовал различные художественные эффекты: отражение, засвечивание, деление на части, кадрирование, наложение нескольких слоев, имитирующих мультиэкспозицию.
Основное ядро наследия Куприянова – инсталляции и фотообъекты. Первая тема выставки – история и феномен ностальгии, проявленные через культурные артефакты. Второй раздел представляет частную историю человека, как части «коллективного тела».
Выставка Владимира Куприянова проходила осенью 2024 года в московском Музее современного искусства – как результат масштабной работы с архивом художника.
Кураторы выставки «Владимир Куприянов. Возвращение времени» – теоретик искусства, куратор Виктор Мизиано, искусствовед Анастасия Котельникова.
Чем займемся на экскурсии с элементами медиации?
узнаем, какие фотообъекты и инсталляции создавал художник с архивными фотографиями
обсудим технические и художественные приёмы, которые оказали влияние на визуальную медиакультуру и современное искусство
обратимся к личным переживаниям при всматривании в документальные образы прошлого.
В финале экскурсии разыграем раритетный подарок – каталог самой первой выставки Арт-галереи Ельцин Центра!
А после обсудим выставку в неформальной атмосфере кафе Engels 1991 в Ельцин Центре.
Организационные моменты
Сбор группы — в фойе Арт-галереи, у стойки ресепшен, за 15 минут до начала мероприятия.
Обязательна предварительная регистрация и покупка билетов!
Анна Филосян, переводчик и культурный обозреватель, ведет канал более семи лет. За это время вокруг канала сложилась аудитория постоянных читателей и единомышленников. Их объединяет любовь к качественному культурному досугу и схожие вкусы к искусству.
Мы проводим клубные встречи 2 раза в месяц: посещаем выставки и кураторские экскурсии, смотрим спектакли и обсуждаем их со специальными гостями, открываем для себя Екатеринбург на прогулках по авторским маршрутам и любопытным культурным локациям.
И не только Екатеринбург! В планах Клуба «Екатарсис» — однодневные культурные выезды в пределах Свердловской области и многодневные путешествия на знаковые культурные события в городах России. Для каждого путешествия уже готовим эксклюзивную программу.
Очень тонкая, живая выставка, где время истончается как бумага и обрушивается на тебя с силой водопада, где с фотографий-инсталляций смотрят лица обычных людей, заводчан, парикмахерш, солдат, и вдруг — раз, и ты уже видишь в них свою маму или деда, и вдруг — обшарпанная стена с облетевшей краской, и все это живое, текучее, мерцающее, объемное, наше.
Сама фотография у Куприянова становится не произведением, а объектом, который можно рассматривать с разных сторон как застывшую в янтаре бабочку, при этом ощущая подрагивание ее крыльев. В своих инсталляциях он использовал изобретательные художественные эффекты: отражал, засвечивал, делел на части, кадрировал, накладывал несколько слоев, имитируя мультиэкспозицию. Все это создает ощущение игры и объема и бьет куда-то в очень глубокое и сокровенное.
Анна Филосян, культурный обозреватель
Фотография ощущается в самом осязаемом смысле мембраной времени. Объемные рамки с многослойными, наложенными друг на друга снимками, «полки», прозрачные «ящики» с расположенными по периметру фотографиями, даже ширмы и подобие занавесей: когда речь идет о печати на пленке, свет и движение вокруг «отзываются» проекциями на стены, теми самыми наслоениями, эффектом расфокусированного зрения. Фотографическая светопись истолкована как динамичное, концептуальное начало.
У куприяновской фотографии эффекты без аффектов, при технической сложносочиненности она отказывается от «резких» состояний. Ни шаржирования, ни разрывания рубахи на груди. При этом не надо быть верующим человеком, каким был Куприянов, чтобы ощутить взгляд, остающийся вопреки всему гуманистическим. Это не взгляд, пытающийся все принять, но стремящийся понять. Если невозможно и это, так хотя бы всмотреться.
Дарья Курдюкова, «Независимая газета»
Актуальность его работ — в обращении к популярной нынче теме памяти, личной и культурной, в том особом сорте ностальгии, которая отвязана от личного опыта. Куприянов играет в медиумы-омонимы: категория символического присутствия в семейном фото конвертируется в физическое присутствие трехмерного объекта, производственное фото становится монументом, отпечатки Андрея Карелина (один из основоположников русской пикториальной фотографии) на альбуминовой бумаге — прозрачной типографской пленкой. Все это призвано сместить ракурс восприятия, иначе поставить вопрос о фотографической образности.
Дарья Панайотти, сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина и куратор фотографии, для «Артгида»